Взаимодействие разных уровней образования по проблемам экологии на примере сотрудничества МБОУ «Лицей №1 Брянского района» (дошкольная ступень образования) и НЧОУ СПО «Брянский техникум управления и бизнеса»
В настоящее время, когда происходит глубочайшее и разностороннее воздействие общества на природную среду, человечество осознало, наконец, всю глубину экологического кризиса. Важная роль в решении экологических проблем принадлежит системе образования, которое призвано формировать экологическое мировоззрение, нравственность и экологическую культуру людей. Это подчёркивается в государственных документах в области образования: Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», «Национальной доктрине образования РФ» и др., в которых говорится о важности экологического компонента в образовательной системе.
Для достижения этих целей нужна интеграция всех знаний о природных и общественных законах функционирования окружающей среды. Поэтому необходимо задействовать все уровни образования, начиная с дошкольного, где закладываются первоначальные знания об окружающем мире вырабатываются принципы и привычки поведения, и заканчивая средними и высшими ступенями образования, где полностью должно быть сформировано экологически грамотное отношения к окружающему миру, а также осознание необходимости учить и передавать свои знания и опыт младшему поколению, которое определяет будущее природы.
Проблемы экологического воспитания должны рассматриваться не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, физическим формированием уровня развития личности.
На современном этапе дошкольное образование является первым уровнем образования. Во ФГОС ДО ключевым принципом служит поддержка разнообразия детства, предполагающая развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками в привлекательных видах деятельности. Задачи решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей. В ФГОС подчёркивается необходимость экологического воспитания дошкольников с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа.
В процессе решения проблемы понимания экологического воспитания первой и последней ступени основного образования был сделан вывод о том, что часть экологических мероприятий должны проходить совместно с воспитанниками и дошкольной ступени образования, и учащимися средней и высшей профессиональной ступени образования.
С этой целью был разработан проект «Берегите птиц», который охватывает все виды детской деятельности.
Цель проекта - формирование у дошкольников и студентов осознанного и правильного отношение к природе.
Задачи:
1.Создать определенную связь между поколениями разного возраста, общее представление о природе.
2.Развивать у студентов необходимость взаимодействия с дошкольниками, чтобы помочь им внести свой посильный вклад в экологию и экологическое воспитание подрастающего поколения, способствовать развитию наблюдательности и познавательного интереса к миру природы.
3. Повысить уровень экологических знаний у студентов, сделать их активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
4. Развивать в рамках мероприятия интеллектуальные и социальные способности дошкольников и студентов.
5. Формировать у каждого участника проекта навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
6. Способствовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к миру природы у дошкольников.
Для достижения цели проекта необходимо было провести следующие мероприятия:
1) мониторинг проблемы экологического воспитания с точки зрения родителей детей дошкольного возраста (заполнение анкет);
2) подготовка необходимого методического материала по теме;
3) конкурс среди студентов на лучшее совместное мероприятие с дошкольниками;
4) подготовка материального обеспечения совместного проекта;
5) проведение мероприятия под названием «Теремок для птиц»;
Исследование проходило на базе дошкольной ступени образования Лицея № 1 Брянского района в старшей группе (возраст 5-6 лет).
По результатам мониторинга было выявлено следующее:
- дошкольники в обследуемой группе обладают знаниями по теме согласно программным требованиям и возрастным особенностям, имеют высокую эмоциональную активность, что создаёт условия для формирования привычки выполнять нормы и правила поведения в природе;
- родители же не готовы на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание, имея недостаточное количество времени для общения с ребёнком на интересующие его темы окружающей среды;
- все родители поддержали инициативу техникума провести мероприятие для детей ДОУ под названием «Теремок для птиц».
Итогом проделанной работы явилось совместное мероприятие «Теремок для птиц», состоявшееся в начале апреля на территории Лицея №1 Брянского района. В нем приняли участие: воспитанники дошкольной ступени образования лицея; студенты БТУБ; родители дошкольников; зам. директора Брянского техникума управления и бизнеса по ВР Аниканова В.В.; зам. директора лицея Изотов И.В., ст. воспитатель Зеленская В.И., педагоги Сулупова Т.Г., Коробкова С.Н.
В рамках мероприятия дошкольники приготовили открытое занятие на тему «Берегите птиц», затем все участники переместились на площадку детского сада, где приступили к росписи сделанных руками студентов скворечников. Готовые «теремки» для птиц были закреплены на деревьях, расположенных на территории детского сада.
В заключение можно сделать вывод о том, что общение, созидание, сотворчество детей и взрослых позволяют не только взаимообогощать их знания, но и воспитывать чувства и отношения, формировать прочную базу для положительных поступков и эмоционального отношения к истинным ценностям.
Аниканова В.В., зам. директора по воспитательной работе НЧОУ СПО «Брянский техникум управления и бизнеса»
Фоотчёт о мероприятии доступен для просмотра в разделе «Фоторепортажи».