Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в воспитательной работе техникума

24.02.2017

В последние годы воспитание как педагогическое явление занимает все большее место в образовательном процессе. Это связано с тем, что сегодня социальная нестабильность и негативное влияние в обществе (криминальная среда, распад семьи), влияние средств массовой информации оказывают серьезное отрицательное воздействие на молодое поколение.

В среде несовершеннолетних практически беспрепятственно распространяются (часто путем морального и физического принуждения) стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы и работы, агрессией, насилием и жестокостью по отношению к другим людям.

Внеаудиторная деятельность предоставляет большие возможности для самореализации. Это участие в художественной самодеятельности, конкурсах, спортивных мероприятиях, благотворительных акциях и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в ней происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей, администрации техникума, осуществляется культурное обогащение и духовное укрепление личности.
Поскольку внеаудиторная работа является неотъемлемой частью воспитательной работы, она направлена на достижение общей цели воспитания – усвоение студентом необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой системы ценностей.

Разнообразная внеучебная деятельность способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей студента, которые не всегда удается рассмотреть на занятии.
Если у человека сформируется устойчивый интерес к труду в совокупности с определенными практическими навыками, обеспечивающие ему успешность в выполнении заданий, тогда он сможет самостоятельно организовывать свою деятельность. Это особенно актуально сейчас, когда молодежь не умеет занять себя в свободное время.

В различных формах внеаудиторной работы студент учится жить в коллективе, заботиться о своих товарищах, ставить себя на место другого человека. Сопереживание, возникшее от участия в общем деле, служит важным средством сплочения коллектива.

Содержанием воспитательной внеаудиторной работы является деятельность преподавателей и студентов, которая осуществляется по следующим направлениям: патриотическое и поликультурное, идейно-политическое, профессиональное, нравственно-правовое, культурно-эстетическое, трудовое, физическое.

Важным направлением в воспитательной работе является пропаганда здорового образа жизни. Ежегодный антинаркотический месячник, тематические классные часы о вреде курения, алкоголя, профилактике СПИДа и наркомании, посещение тематических выставок, спортивные соревнования, Дни Здоровья – все это способствует формированию здорового образа жизни.

Подростковый алкоголизм, наркомания и токсикомания получили свое распространение в результате того многогранного кризиса общественной жизни, который охватил нашу страну. Причиной возникновения данной проблемы также стали: неустойчивые социальные и экономические условия жизни населения, породившие неуверенность в завтрашнем дне, разрушившие общепринятые и традиционные идеалы; рост преступности; обесценивание жизни человека.
В связи с этим профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в образовательной среде имеет огромное значение. Она предусматривает целый комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения данных явлений.

Важная роль для решения этой задачи отводится техникуму. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании среди подростков имеет огромное значение. И это неудивительно. Именно подростки наиболее часто становятся жертвами вредных пристрастий. Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в образовательной среде призвана повлиять на формирование собственного мнения ребенка. Подросток должен иметь четкое представление о психотропных веществах, их действии на организм, а также о том, какие последствия несет их употребление. Борьба с детским алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в техникуме является первичной профилактической мерой. Она направлена на работу со студентами, у которых нет опыта приема психоактивных веществ. Задача педагогов заключается в создании у подростков личного иммунитета, направленного на противостояние приему первой дозы. В сегодняшнем мире все свое время люди тратят на добывание средств к существованию. Родителям некогда следить за изменениями в поведении детей и появлениями сигналов опасности. Эту задачу берут на себя преподаватели, ведь большую часть своего активного времени ребенок проводит в техникуме.

Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в стенах образовательного учреждения ставит перед собой задачу формирования у подростков и молодежи следующего: общечеловеческих ценностей; умений и знаний психологической защиты от привлечения к антисоциальной деятельности; здорового образа жизни. Первичная профилактика наркомании в учебных заведениях ориентируется не на саму проблему и ее последствия, а на раскрытие и освоение ресурсов личности и психики, а также оказание помощи подростку в самореализации его личности. Техникум призван воспитывать студентов таким образом, чтобы они могли самостоятельно справляться со своими жизненными проблемами и психологическими затруднениями без приема алкоголя и наркотических веществ. А на это способна только психически здоровая и развитая личность. 

Во внеурочной воспитательной работе по предупреждению алкоголизма, наркомании и токсикомании среди студентов рекомендуется использовать такие формы работы, как лекции, беседы, диспуты, обсуждения книг, фильмов, спектаклей, вечера и встречи с психиатрами - наркологами. Программа предупреждающих мер включает привлечение к общественным работам, пробуждение интереса к спортивным тренировкам, туризму, искусству и так далее.

Система мер по первичной профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании у студентов техникума:

• выделение из общего контингента личностей так называемой "группы риска";
• проведение целенаправленных профосмотров;
• активная пропаганда против алкоголизма, наркомании и токсикомании;
• создание атмосферы нетерпимости в отношении возможной наркотизации в техникуме.

Основных направления работы техникума по профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании:

1) Работа с детьми: 

• общая воспитательная педагогическая работа со студентами;
• работа со студентами “группы риска”;
• работа со студентами, употребляющими наркотические вещества;
• работа со студентами, прошедшими курс лечения от наркотической зависимости.

2) Работа с педагогическим коллективом:

• подготовка преподавателей к ведению профилактической работы;
• организационно-методическая работа, направленная на профилактику алкоголизма, наркомании и токсикомании.

3) Работа с родителями:

• информирование и консультирование родителей по проблеме алкоголизма, наркомании и токсикомании;
• работа с конфликтными семьями (семьями “группы риска”);
• психолого-педагогическая поддержка семей, в которых ребенок начал употреблять наркотические вещества;
• поддержка семей, в которых ребенок прошел лечение по поводу зависимости от наркотических веществ и вернулся к обучению (находится на стадии реабилитации).

4) Работа с различными организациями, ответственными за осуществление профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании (на федеральном, региональном и муниципальном уровнях).

Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в техникуме должна сформировать у студентов: навыки самосохранения (не выпить случайно неизвестное лекарство, не стать пассивным курильщиком, избегать контактов с наркоманами); эмоциональное неприятие так называемых наркотических моделей поведения (люди, употребляющие психотропные средства, жалкие и больные, и похожим на них быть не престижно); осознание того, что переход в состояние зависимости скор и незаметен (некоторым людям достаточно один раз употребить дозу); собственную жизненную позицию, которая позволит очертить свой круг интересов и выстраивать с окружающими позитивные отношения без помощи рюмки или сигареты; умение в любой ситуации отстаивать свою точку зрения.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Моисеенко О. М.


« Вернуться